Пятница, 22.06.2018, 22:01
...

 Гиперактивность

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск

Что такое гиперактивность?

«Активный» означает деятельный, действенный. «Гипер» указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью». (Психологический словарь, 1997, с.72)

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года, в 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактив-ности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперак-тивности.

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, де-фектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая про-блема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неправильного воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку, которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего вляяются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов (Заваденко Н.Н., 2000)

Р.Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три ос-новные ошибки в воспитании.

 

 

 

«Западни»СодержаниеПути преодоления
1Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходомБольше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».
2Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенкаСоставить список запретов и четко следовать ему. Составить список, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)
3Неумение воспитывать в де-тях навыки управления гневомРаботу с гневом родители могут осуществить, используя «лестницу гне-ва»

 

По мнению Вирджинии Н. Квин существует 4 основных способа выражения гнева:
1. Прямо заявит о своих чувствах.
2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным
3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не да-вая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

К позитивным способам выражения гнева относятся:
1. Умение направить гнев на объект, при этом выражается основная жалоба, без уклонения в сторону.
2. Вежливость в обращении
3. Стремление найти конструктивное решение.

Н.Н.Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом «синдром дефицита вни-мания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма, счета. 66% с диагнозом СДВГ обнаружили признаки дислексии и дисграфии, 61% с тем же диагнозом – признаки дискалькулии.

Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперак-тивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных усло-вий. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке с соблю-дением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере. Необходимы занятия с гиперактивными детьми по 3 основным направлениям:
1. Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).
2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. При необходимости должна осуществляться работа с гневом.